Все дороги ведут в рим

Сб, Июн 7, 2008

История моды

  Мода римлян менялась от простой и непритязательной формы костюма к претенциозной избыточности и помпезному великолепию. Римский костюм развивался совершенно независимо. В ранний период Римского государства – период Республики – преобладала драпирующаяся одежда, заимствованная из Греции, которая подчеркивала естественную красоту человеческой фигуры, частично обнажая ее. Затем стиль одежды во время Империи меняется – от простой и непритязательной формы к претенциозной избыточности и помпезному великолепию.
Рим выработал свой тип национальной одежды – туника и тога, которые имели много общего с греческим хитоном и гиматией, но отличались по своему художественному и конструктивному решению.
Тунику, надевающуюся через голову, носили как домашнее платье. Она имела прямоугольный покрой. По груди и спине шли пурпурные полосы – по одной или две, которые указывали на сословно-должностной характер. Например, пурпурные вертикальные полосы по переду туники носили римские сенаторы и всадники. Основным цветом был белый, а материалом – шерсть.
Тога представляет собой сложную драпировку прямоугольного, полукруглого или эллипсообразного куска шерстяной ткани. Неудобная, стесняющая движения тога носится только как парадный костюм. Большие размеры, сложная канонизированная драпировка, белоснежная дорогая ткань, пурпурная полоса – знак сословного отличия – должны были прежде всего подчеркнуть особое положение римского патриция.
Драпировка долгое время составляла основу римского женского костюма, пока легкие и тонкие греческие и ассирийские шелка не заменили тяжелые восточные ткани с крупным рисунком.
Поверх туники знатные римлянки носили столу, более широкую и длинную, чем нижняя одежда. Сочетание туники и столы решалось комбинацией разной фактуры и плотности тканей, длины рукавов и декоративного оформления столы. Низ одежды обшивали плиссированной оборкой. Стола подпоясывалась с напуском, который создавал определенные пропорции.
Верхней женской одеждой были палла и пенула. Палла представляла собой четырехугольный драпирующийся легкой формой плащ, который мог надеваться разными способами: иногда сложенный вдвое, покрывающий оба плеча, скрепленный застежкой на одном или обоих плечах либо набрасывающийся на голову и окутывающий всю фигуру. Материалом для нее служила довольно тонкая шерсть. Еще один вид римского плаща – пенула. Такой плащ имел в крое круг или полукруг с отверстием для головы, к которому пришивали капюшон.
Кроме того, женщины в Риме носили mamillare – повязку из мягкой кожи, которая надевалась на голое тело и поддерживала грудь снизу, и strophium – нагрудную повязку, надеваемую поверх нижней туники.
Материалом для тканей служили овечья шерсть и лен, а в период Империи с Востока начали завозить дорогие шелковые ткани. Популярными стали и плотные тяжелые ткани типа парчи. Использование плотных тканей приводит к постепенному переходу формы одежды от драпированной к плоской накладной, футлярообразной.
В период империи уделяли чрезмерное внимание уходу за телом и внешним видом. Изысканные ткани, веера, зонтики, а также бритье и всевозможные косметические средства, использовались ежедневно. О высоком уровне тогдашнего парикмахерского искусства свидетельствуют сложные и замысловатые женские прически, особенно в период империи. Великолепные изделия из драгоценных металлов, украшенные гравировкой и филигранью, отделанные жемчугом и драгоценными камнями, соперничали с египетским ювелирным искусством, имеющим свою тысячелетнюю традицию. Ожерелья, пояса, цепочки, браслеты и перстни носили тогда и мужчины, и женщины.
Цветовая гамма в римском костюме – яркая, красочная, основные цвета – пурпурный, коричневый, желтый. В женском костюме преобладали сочетания тонов коричневого с золотисто-желтым, лилового с зеленым, голубого с серым. Основными видами отделки и украшений служили вышивка, бахрома, ювелирные изделия из золота, жемчуга, драгоценных камней.
Знатные римляне носили полусапоги и сандалии с задниками. Женщины – мягкие башмаки из цветной кожи, отделанные вышивкой или металлическими бляшками. Высшие слои общества, наряду с сандалиями — солеа (soleae), носили кожаные ботинки, называемые калцеи (calcei), которые отличали римского гражданина от раба. Калцеи — это высокие башмаки — сапоги, которые на икрах завязываются кожаными ремешками. Эта обувь тоже имеет свои сословные различия: знатные граждане носили кал-цеи из красной кожи с серебряными украшениями, остальные — из черной и без украшений. Особую моду на обувь ввели артисты: иногда они надевали так называемые соцци (socc/) — низкие, плоские ботинки, вроде тапочек, иногда же — котурны (cothurne) — ботинки на высокой деревянной подошве.
Прямые зачесанные на лоб короткие волосы и бритое лицо или небольшая завитая бородка дополняли облик римских мужчин, а простая гармоничная прическа римлянок, сохранявшая греческие традиции, сменилась в период Империи высокой прической на веерообразном каркасе, накладками из искусственных волос. Особенно модными были парики из белокурых волос, с которыми римлянки познакомились у германских женщин. ( social.moldova.org)

Эта статья была написана:

- написал 11 статей Модный портал.


Связаться с автором

Коментировать